ГлавноеКультураСергей Февралев: «Мы – Орда»

Сергей Февралев: «Мы – Орда»

Сергей Февралев: «Мы – Орда»

Сергей Февралев: «Мы – Орда»

Самарчанин Сергей Февралев, художник киноленты «Орда», рассказал об изначальной идее создания картины. За работу над этим фильмом он был награжден «Золотым орлом» и «Никой», участвуя в номинации «Лучшая работа художника-постановщика».

Ранее в Самарской области руководители нескольких татарских общественных объединений выражали недовольство тем, что фильм «Орда» был показан бесплатно. Отдельные личности татарской национальности считают, что картина показывает их народность с негативной стороны, «разжигает межнациональную междоусобицу», а также в самом государстве может отрицательно сказаться на межэтнических отношениях.

У критиков и зрителей фильм «Орда» вызвал разную реакцию. На пресс-конференции, которая состоялась после просмотра картины на Московском кинофестивале, «Орду» назвали антирусским и богомерзким кинофильмом. Зрители, которые ожидали исторической правды о временах, изложенных в картине, в свою очередь нашли множество неточностей, что вызвало у них возмущение. Всё это появилось в блогах и статьях. С эстетической стороны критики оценили представленную работу весьма положительно словами «Наконец-то, наши режиссеры смогли создать достойное кино». На ведущих кинофестивалях это мнение было подтверждено многочисленными наградами.

Все озвученные оценки неотъемлемая часть суждений о любом заметном культурном событии. Сложно спорить с теми, кто не смог в этой киноленте рассмотреть того, чего, собственно, ожидал от неё Сергей Февралев. Он высказал мнение, что у него и других создателей фильма «Орда», к сожалению, не получилось удовлетворить потребности всех людей нашего государства, но и спорить об этом не нужно.

Во время подготовки к картине художник занимался исследованием архитектуры и быта середины XIV века, изучал воспоминания путешественников, кочевников, которые посещали Орду. Например, мнение итальянцев, таких как Гильом де Рубрук, или же арабов Ибн Баттуту и Аль-Омари.

Сергею Февралеву пришлось проникать в архивы многих музеев, которые хранят с раскопок городов Орды различные артефакты. Также были привлечены связи «Православной энциклопедии», благодаря чему получилось проконсультироваться с многочисленными ведущими учеными государства. Ключевой точкой создания образа Орды была поездка на раскопки города Сарай-Бату.

В свое время в этой столице проживало более 100 000 человек, имелся огромный бюрократический аппарат, коммуникации, сложнейшая инфраструктура. Город имел огромное политическое влияние во всём мире. Всё это предстало перед художником на окраине села Селитренное. Там не было ничего: ни остатков стен, ни холмика, ни камушка. Ничего не говорило, что здесь некогда стояли дворцы площадью до 30 000 м2, или самые богатые и красивые мечети  и мавзолеи.

Именно тогда и возник у Февралева образ города из песка, смытого временной волной. Это, конечно же, было красивой идеей, недостаточной для снятия картины. Важно было отыскать ключевую тему, о которой хотелось бы поговорить со зрителем. И команда стала разбираться в этих вопросах… Но всего этого также было слишком мало, чтобы можно было поговорить с современным зрителем.  Необходимо было сделать чужую цивилизацию и быт более понятными для современников.

После того, как Орда пала, Московское княжество стало объединять вокруг себя многочисленные соседские княжества, позаимствовав приемы у ордынцев. Например, это торговые отношения, государственное устройство, мировосприятие, ментальность и прочие моменты, которые существуют и поныне. По словам автора все мы являемся ордой.

Фильм «Орда» повествует о некой величественной цивилизации, которая со временем канула в лету.

Картина была наполнена вымышленными деталями, которые имеют историческую подоплеку. К примеру, в руках всадника была трещотка, когда он скакал перед Ханшей или самим Ханом. Это в некотором роде аналог сирены на машине сопровождения. Баня – это прообраз рая, который сооружен только для своих людей. На современный лад – это рестораны и элитные клубы закрытого типа. Орда представляет собой аналог современной России с ее властью, дешевой рабочей силой, интеллигенцией, которая идет во власть. В различных интервью об этом неоднократно говорил режиссер фильма «Орда» Андрей Прошкин, а также сценарист Юрий Арабов, продюсер Сергей Кравец. Всё показанное в киноленте – субъективное художественное мнение всей команды.

Поделиться в соцсети:
Нет комментариев

Оставить комментарий