ГлавноеКультураЖивопись как слово

Живопись как слово

Живопись как слово

Живопись как слово

Самарский художник Станислав Васильевич Федоров был удостоен звания Почетного академика Российской Академии художеств.

Это не первая награда художника. Станислав Васильевич — признанный мастер. С 1971 года состоит в Союзе художников России. Его работы представляются на российских и зарубежных выставках, многие из них были приобретены коллекционерами. В Самаре Федоров заведует кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Самарской государственной архитектурно-строительной академии. Был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, а в 2009 году за выдающиеся достижения в творчестве получил из рук президента Российской академии художеств золотую медаль Российской академии художеств. Станислав Васильевич является почетным членом Союза архитекторов России. И еще многое можно сказать о его успехах в творчестве, из чего у читателя, должно быть, сложится впечатление, будто путь Станислава Федорова был устлан розами. Однако это далеко не так.

Федоров родился в Сталинграде, в 1937 году. Детство Станислава Васильевича пришлось на страшные годы Второй Мировой Войны. Его отец погиб на фронте, и жизнь Федорова протекала сначала в детском доме, а затем — по общежитиям. Но трудности не ослабили его тяги к творчеству.

В 1955 году Станислав Васильевич был принят президентом Академии художеств Александром Герасимовым, который, оценив потенциал молодого художника, рекомендовал того для учебы в Ташкентском художественном училище. Это было первым шагом к исполнению мечты. C тех пор и по сегодняшний день Станислав Федоров не перестает неустанно трудиться ради нее, ведь творчество — это не только и не столько дар свыше, сколько желание человека совершенствоваться и добиваться поставленных целей.

Впрочем, увлечение живописью не мешало Федорову оставаться веселым и компанейским парнем. В юности он увлекался боксом и был признанным лидером среди ровесников.

Поступив по окончании училища в Ленинградскую академию художеств, Станислав Васильевич попал в руки Евсея Евсеевича Моисеенко, признанного мастера и тонкого психолога, способного найти лучший способ для развития таланта своих учеников. Для Федорова этим способом стала неограниченная свобода творчества. Евсей Евсеевич освобождал его от формальной части занятий — набросков и эскизов, — оставляя больше времени для развития таланта. Каждый месяц Федоров сдавал учителю готовую картину.

Обучение в Академии было важным моментом в жизни художника, временем, когда формировался не только его взгляд на мир, но и способности выразить свой взгляд через изобразительное искусство. В поисках своего стиля, Станислав Федоров много времени посвятил изучению работ классиков живописи. Благодаря чуткому руководству учителя, Станислав Васильевич нашел свой путь в живописи, с которого не свернул и поныне, несмотря ни на какие изменения в жизни. Человек творчества, он остро, но, в то же время, органично воспринимал все происходящие в мире изменения, обращая их в яркие образы на своих картинах, сохраняя свой неповторимый почерк и неуловимо изменяя манеру письма, повинуясь желанию экспериментировать.

Федоров не терпит застаивания в творчестве, не понимает, как можно остановиться на одном уровне, на одном способе передачи чувств, и не двигаться вперед, и не искать других, когда мир настолько разнообразен. Наличие у художника собственного почерка не оправдывает в его глазах страх перед риском, когда, научившись чему-то одному, творец уже и не пытается постичь разные грани мастерства. Станислав Федоров признается, что ему интересны исключительно те художники, которые постоянно меняются, не стоят на месте. И это понятно, ведь сам он относится именно к такой категории мастеров.

Картины Федорова выполнены во множестве различных жанров и техник, и он не устает искать новые способы самовыражения. Единственное, что не меняется никогда — это отношение художника к его труду, отношение трепетное и нежное, по-настоящему, живое. В конце концов, живопись не может быть воспринята равнодушно, иначе это не живопись вовсе. Станислав Федоров руководствуется в своем творчестве именно этим правилом. «Холодное отношение к искусству не дает результата», — заявляет он.

Большое внимание Станислав Федоров уделяет цветовой гамме своих работ. Он уверен, что цвета воздействуют на эмоциональное состояние людей и могут менять его намного сильнее, чем большинство из нас привыкли думать. И сочетания цветов в его картинах не бывает случайным. Например, многие работы художника конца шестидесятых — начала восьмидесятых годов прошлого века словно пропитаны пастельными молочно-серыми и яркими огненно-рыжими красками, которым, казалось бы, и места нет на одном холсте. Однако Станислав Федоров сумел найти такое сочетание цветов, что каждый штрих на его картинах предопределен и неизбежен. Цветовое настроение картины передает переживания и эмоции художника. Если раньше работы Федорова поражали своей резкостью, остротой, обнаженностью нерва, то поздние его картины намного спокойнее, и в них уже нет столь ярого протеста, нет крика. По словам самого художника, они рождают новую музыку.

Большой интерес у Станислава Федорова всегда вызывала история. Многие его картины посвящены именно этой теме. Он писал батальные сцены с участием Цезаря и Багратиона, Ганнибала и Александра Македонского. Прежде, чем приступить к работе, художник досконально изучает материалы по истории того времени, к которому относится картина, чтобы не допустить нелепых ошибок. Не удивительно, что при таком серьезном подходе к делу, жанровые полотна Федорова привлекли большое внимание, тем более что он оказался первым художником, написавшим Юлия Цезаря и Ганнибала.

Картина «Багратион» была передана в дар основателю Московского музея современного искусства, президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели. В марте 2013 года она была представлена на выставке в этом музее.

Но Станислава Федорова интересует не только история Древнего мира и Наполеоновских войн. Среди его работ, немало посвященных будням советских людей. Наше теперь уже прошлое Станислав Васильевич запечатлел на полотнах живо и ярко, отразив в своих картинах и труд кузнецов, и солдатский марш — трудности и чаяния простого народа.

Сейчас большой интерес у Федорова вызывает космическая тематика. Свои рассуждения о тайнах и опасностях, которые таит темная бездна, художник воплощает в серии картин, среди которых, например, полотно, посвященное рождению планеты. Процесс, который сам по себе прекрасен, под кистью Станислава Васильевича обретает новый оттенок и новые формы. Для художника живопись — это его способ общения, возможность передать свои мысли, впечатления и эмоции зрителю.

И посетители российских и международных выставок с неугасающим интересом ждут новых работ Станислава Федорова, заряженных его поразительной любовью к жизни.

Поделиться в соцсети:
Нет комментариев

Оставить комментарий