ГлавноеКультураЛитературный бьеннале в Самаре

Литературный бьеннале в Самаре

Литературный бьеннале в Самаре

Литературный бьеннале в Самаре

В рамках литературного бьеннале в Самаре прошел Международный фестиваль литературно-мемориальных музеев, организованный Самарском литературном музее им. Максима Горького, и собравший искусствоведов из самарского музея Максима Горького, коктебельского музея Максимилиана Волошина, переделкинского музея Бориса Пастернака, киевского музея Михаила Булгакова и московского музея Алексея Николаевича Толстого.

Мероприятие стало возможным благодаря поддержке городского департамента культуры и Международного центра развития культуры.

По задумке организаторов, бьеннале, включающий в себя две части — фестиваль музеев и фестиваль современной драматургии, — должен представить жителям Самары и области все многообразие существующих форм работы с литературным словом. Начиная от творений классиков прозы и поэзии, как царской России, так и Советского Союза, и заканчивая произведениями современных авторов.

Отдельное внимание было уделено освещению деятельности самих музеев, их истории и ведущейся работе. По словам Людмилы Савченко, директора Самарского Литературного музея, несмотря на видимое сходство назначения, работа каждого музея по-своему уникальна. Она посвящена не просто сохранению памятников архитектуры, в которых они расположены, и не демонстрации посетителям сохранившихся материальных свидетельств жизни и творчества писателей, а, в большей степени, переосмыслению оставленного ими духовного наследия и попыткам донести до людей именно этой, главной, информации, заинтересовать их. Для осуществления данной цели необходимо не просто заботиться о состоянии домов писателей и того, что в них сохранилось, но и вести широкую общественную работу по привлечению людей к изучению творчества.

В ходе бьеннале прошло представление всех музеев-участников, а также круглый стол, посвященный их работе, и творческий вечер писательницы Татьяны Толстой. Первым себя презентовал музей-квартира Алексея Николаевича Толстого. Сотрудники музея не только рассказали о жизни писателя. В обстановке квартиры Толстого сохранилось множество предметов, принадлежавших писателю и его близким, которые до сих пор сохранили свою неповторимую энергетику. Соприкосновение с ними позволяет посетителям не просто увидеть бытовую сторону жизни писателя, но и соприкоснуться с миром его фантазии. Большое внимание сотрудники музея уделяют рассказу об особом творческом методе Алексея Толстого, используемом им при создании своих произведений.

При музее Алексея Толстого на протяжении нескольких лет существует проект «Театр в музее», в рамках которого разрабатываются и осуществляются сценические постановки на основе произведений классиков русской прозы. Дважды театр побывал со своими выступлениями в Самаре. Одной из самых удачных постановок театра стал спектакль «Повесть о многих превосходных вещах». Сценарий для него был составлен из отрывков текстов жены Толстого Натальи Крандиевской и самого писателя. Жанр трагикомедии как нельзя лучше подошел для воплощения на сцене сложного и неоднозначного характера писателя, которого, может быть, можно осуждать за некоторые  поступки, но к творчеству которого точно нельзя оставаться равнодушным.

Внучка писателя Татьяна Толстая, присутствовавшая на бьеннале, никогда не пользовалась преимуществами родства, но, как стало понятно из беседы с ней, очень трепетно относится к наследию, оставленному дедом. Она призналась, что чувство слова передается в их семье по наследству.  И, в самом деле, многое в манере говорить, шутить и размышлять, соединяя смешное с грустным, роднит Татьяну Толстую с Алексеем Николаевичем. На встрече она говорила о проблемах современного общества и путях их решений. Но, как оказалось, даже писатель, посвятивший изучению социальных проблем современности немало времени и сил, способен более описать их, нежели предложить способы их решения. В этом смысле показательны слова писательницы о книгах, которые, как она выразилась, сами по себе не могут научить человека мыслить.

То же самое можно сказать о современных музеях, которые неожиданно оказались не у дел с появлением и распространением в обществе новейших технических средств информации. Зачем идти в музей или библиотеку, если поисковые системы интернета за несколько минут выдадут необходимую информацию по любому вопросу? Пусть даже информация эта будет недостаточно полной и даже не вполне верной, однако такой путь получения знаний намного проще, что воспитывает в людях леность духа, нежелание выбираться за пределы установленных рамок в поисках новых впечатлений, мыслей, в поисках жизненного вдохновения.

В такой ситуации музеи должны искать новые пути привлечения посетителей, способы заинтересовать их, чтобы не остаться однажды за бортом современной жизни. Этот вопрос также не раз поднимался на бьеннале представителями музеев писателей. Искусствоведы обменивались новаторским опытом представления своих музеев публике, обсуждали возможные направления развития и возникающие проблемы. С одним были согласны все: в условиях современного общества деятельность музеев не может оставаться такой как раньше, требуются новые решения, иначе в один из дней связь людей с наследием творцов прошлого может вовсе оборваться.

Решение этого вопроса работники музеев искали в различных сферах. Так, например, сотрудники музея Волошина в Коктебеле основной упор сделали на проведение массовых мероприятий, праздников и встреч с представителями музеев других писателей.  Напротив, работниками музея Булгакова большее внимание было уделено небольшим по масштабам, но детально проработанным в эстетическом плане встреч, которые своей необычностью привлекают интерес со стороны горожан, а также инвесторов, участие которых в сохранении и развитии любого культурного памятника играет не последнюю роль. Впрочем, сотрудники музея Пастернака сумели обойтись в своей работе минимумом затрат. Неприхотливый, скромный характер поэта наложил отпечаток и на внешний вид и меблировку его дачи. Но именно такая обстановка оказалась наилучшей для проведения экскурсий, наполненных стихами, образами и воспоминаниями о сложной судьбе поэта, которая так часто пересекалась с судьбами других творцов прошлого, оставляла в них свой след и сама перенимала нечто родственное с ними.

Сколь бы ни разнились подходы искусствоведов к привлечению посетителей, у каждого из них есть возможность представить свой музей в новом свете и увеличить количество посетителей с помощью новых программ. Бьеннале продолжился драматическим фестивалем «Левановка».

Поделиться в соцсети:
Нет комментариев

Оставить комментарий